0+ 

Всем бонжорно, дамы и господа! Рад приветствовать вас на онлайн-выставке “Северные истории”  художницы Юлии Жуковой. Юлия любезно согласилась побеседовать со мной и рассказать,  чем так манит суровый и сдержанный север, что такое загадочная Териберка и куда уходят брошенные корабли?

Человек Культурный: Добрый день! Давайте начнем, расскажите когда вы начали рисовать?
Юлия Жукова: Добрый! Если быть точной, учиться рисовать я начала в 12 лет, естественно, как и все дети, я что-то калякала с самого детства, но уже в осознанном возрасте, в 12 лет, пришла к родителям и попросила их записать меня в художественную школу, это было мое личное серьезное решение. Вспомнить что я любила рисовать – сложно, потому что, когда я пошла в художку, там уже рисовали не то что любишь, а то что нужно, и это не всегда, честно говоря, мне нравилось, но аппетит приходит во время еды и я втянулась.
Человек Культурный: Вы помните вашу первую картину?
Юлия Жукова: Смотря что называть картиной. Первое достойное произведение, реально серьезное – это одно, а если вспомнить первый этюд или учебную постановку – их было много, сложно сказать. Но я очень хорошо помню свой первый пленэр, поскольку я пленэрный художник. Я помню, как в первом классе художественной школы, мы пошли рисовать какие-то деревенские задворки. Была осень. И я тогда впервые поняла, что такое вкуснота материала, прелесть смешивания краски и почти физическое наслаждение от того, что ты размешиваешь гуашку на палитре, кладешь ее кисточкой на бумагу и видишь, что есть какой-то результат, и этот результат действительно очень красивый.
Человек Культурный: Юля, расскажите, что такое Териберка?
Юлия Жукова: Териберка – это село в Мурманской области на Кольском полуострове, располагающееся на берегу Баренцева моря в зоне тундры. Зима там сравнительно тёплая, но ветреная, лето недолгое и обычно прохладное. Полярная ночь в селе длится в течение 43 суток, с 1 декабря по 12 января. (По данным 2010 года в селе проживает всего 957 человек – прим. Википедии)
Человек Культурный: Когда вы впервые приехали на Териберку? Что удивило больше всего?
Юлия Жукова: Впервые я приехала в Териберку в 2017 году, это был июнь месяц, то есть календарное лето, но на севере, в Мурманской области по дороге в Териберку были 3-х метровые сугробы снега. Это меня очень впечатлило. В то время как в Москве стояла жара, на севере на отдельных участках дороги лежали огромные сугробы снега. Тогда было очень холодное лето, как по мне, так практически зима или поздняя, поздняя осень, вот это, наверное, самое большое первое удивление. Человек Культурный: У вас есть интересная история, связанная с севером?
Юлия Жукова: Историй очень много, попробую вспомнить наиболее яркую:
Летом, начиная с мая, приблизительно до середины июля, на севере наступают белые ночи – полный полярный день. Солнце не садится совсем – зрелище представляется приблизительно так: солнышко идет вдоль горизонта всю ночь, буквально освещая собой Землю. Это очень впечатляет! Писать картины можно в любое время, и, честно говоря, ночью писалось даже лучше, потому что освещение более стабильное. То есть солнышко идет по горизонту ровненько над морем, тем самым предоставляя хорошее освещение, и комфортные условия для работы, светло и почти нет ветра, например. Еще мне вспомнился случай – это было буквально недавно, в крайнее мое путешествие, в декабре 2019 года, это уже была практически полярная ночь. То есть солнце не то что не опускалось за горизонт, оно практически не поднималось. Полная противоположность полярному дню. Полярная ночь – это когда солнце практически не встает над горизонтом, буквально на 2 часа светает, где-то около 12-ти часов дня, и в 14-14:30 уже почти темно. Весь короткий день такие легкие сумерки. Были сильные ветра, до 20-ти метров в секунду, а на море, особенно на Баренцевом море это ощущается еще острее, потому что ветер промозглый и холодный. Я писала натюрморт с рыбой и морепродуктами, поставила свои предметы для работы: тренога, палитра, и достаточно большой холст для такой погоды – 60х80 см, товарищи посмотрели, что у меня постоянно падает холст от сильного ветра и привязали к моей треноге большую бутылку с водой, которая моментально оторвалась от ветра и вся моя рабочая конструкция в очередной раз завалилась. Потом, вместо бутылки с водой, они прицепили к мольберту 25-ти килограммовую гирю, и только тогда холст остался на месте.
Человек Культурный: На севере писать картины сложнее чем в других краях?
Юлия Жукова: Да, однозначно сложнее. Сложнее, когда некомфортные погодные условия. Можно сравнить сильный холод с сильной жарой, и так и так работать не очень комфортно и достаточно тяжело. Но на севере чем осложняется работа на пленэре, тем что часто меняются погодные условия: начинается дождь, снег, дует сильный ветер – все это не способствует работе. Снег, например, попадает на палитру, и если не успеваешь вовремя его счистить, краска не ложится на холст. Но в то же время, кто-то спросит, зачем тогда ты это делаешь, зачем столько сложностей?! Когда лучше, сфотографировать любой пейзаж и написать его с фотографии в мастерской. На это я в любом случае отвечу – нет, это не вариант для меня. Лучше, качественнее, художественнее, живописнее – для меня будет, превозмогая свои неудобства и желание находиться в комфорте, все-таки работать на пленэре, потому что по фотографии никогда не передать свет, цвет, воздух лучше, чем с натуры. Только воздух, только естественный свет, естественные природные условия могут способствовать живой, воздушной, красочной, насыщенной живописи.
Человек Культурный: Наверное, очень мерзнут руки?
Юлия Жукова: Руки мерзнут очень сильно. На самом деле это не очень хорошо, так как могут возникать различные проблемы со здоровьем в будущем, но пока все в порядке, работаю не покладая рук, правда, иногда болят суставы. Мерзнут как руки, так и ноги, иногда не чувствуешь ни того ни другого, особенно на финале, когда заканчиваешь работу и нужно собирать мольберт, скручивать различные его детали, а руки не шевелятся, не слушаются, и, тогда как раз замечаешь, что степень охлаждения уже достаточно высокая.
Человек Культурный: Удается ли написать картину за один раз?
Юлия Жукова: Написать картину с одного раза конечно удается и это нужно делать, стремиться успевать писать в сеанс или два. В основном, я пишу в раз, если это, скажем, небольшие размеры – до 80 см по большей стороне. Если это метровые холсты и больше, то бывает, что я прихожу по 2-3 раза на место. Но в чем сложность прийти несколько раз и написать холст с натуры? В том, что меняется освещение: сегодня может быть пасмурно, завтра солнечно. Это те моменты, которые не зависят от художника и под них сложно подстраиваться. Поэтому чем хороша, и в то же время сложна живопись с натуры? Например тем, что эти различные меняющиеся погодные условия стимулируют художника писать быстро, а это очень важно, нужно писать работу в один сеанс, но я, например, дорабатываю многие вещи в мастерской. Есть работы, почти законченные, а есть вещи на которых я едва успеваю сделать подмалевок, имеется ввиду закрыть, закрасить весь холст, но без какой бы то ни было прописки деталей, потому что быстро меняются погодные условия, которые заставляют меня уйти, такие холсты я дорабатываю в мастерской. Для меня важно начать холст на натуре, важно разложить основные цвета, свет и композицию.
Человек Культурный: А вы когда-нибудь видели северное сияние? Как думаете, чем оно так завораживает людей?
Юлия Жукова: Да, северное сияние я видела неоднократно, это действительно очень впечатляет. Честно говоря, оно такое немножко белесое обычно, как светлые всполохи на небе. Я только однажды видела, что оно действительно разноцветное, не настолько яркое как показывают по телевизору, или можно увидеть на фотографиях, а на самом деле разноцветное – синее, красное, зеленое. По всему небу расползаются  цветные линии, разводы, в разных направлениях и они постоянно меняются. Эти всполохи похожи на радугу, как будто кто-то рисует на небе, весьма захватывающе, абсолютно фантастические ощущения. Уверена, что каждый, кто хоть раз в жизни это увидит – никогда не забудет.
Человек Культурный: Какое у вас самое любимое, атмосферное место на Териберке?
Юлия Жукова: У меня действительно есть такое место. Это место в тундре, на выезде из старой Териберки возле креста. Там по всему периметру вокруг поселка расставлены поклонные кресты достаточно большого размера. Они в основном стоят на таких точках, откуда открываются очень красивые виды. И вот один из таких поклонных крестов находится на выезде из Териберки, местные жители и многие туристы знают об этом месте. Я люблю там сидеть, смотреть на море, на сопки, там открывается потрясающий вид, совершенно удивительный. Нигде никогда в жизни я не видела ничего подобного, это стоит того, чтобы побывать на краю света, насладиться пейзажем, задуматься о важном, почувствовать единение с природой.
Человек Культурный: Как вы думаете, куда уходят брошенные корабли?
Юлия Жукова: Я, как романтичный человек, думаю что они не уходят. Я отношусь к ним как к живым созданиям, особенно к тем, которые живописно разбросаны по всему Териберскому берегу. Почему живым? Вы знаете, наверное даже из-за того, что большое количество людей, которые приезжают в Териберку как туристы, фотографируются возле этих кораблей, дети залезают на них, веселятся, резвятся, они наполняют энергией это место и старые баркасы. Поэтому мне кажется, что они живут, смотрят на нас, в них есть какая то энергия, я верю в это.
Человек Культурный: Вы бы хотели жить в тех краях? Или это место для вдохновения и умиротворения, которым нужно время от времени насыщаться, как кислородом? 
Юлия Жукова: Однозначно – это место для вдохновения, умиротворения, это место силы, большой энергетики, куда хочется приезжать для того, чтобы расслабиться, отдохнуть, насытиться воздухом, свободой, почувствовать связь с природой. Я думаю, я могла бы там жить, несмотря на то что это непросто, и всё чаще жители севера покидают его, потому что устают от вечных холодов, от длинных полярных ночей и некоторой неустроенности жизни. На севере живут по-настоящему сильные и бравые люди. Они все герои, я думаю, хотя для них северная жизнь привычна и естественна. Человек Культурный: Чем вас манит север? Что в нем самое прекрасное?
Юлия Жукова: Север манит меня своими бесконечно красивыми видами и чувством свободы. Мне кажется, я нигде не чувствовала себя настолько свободной и живой как там. Скорее всего это связано с открывающимися панорамами, потому что, когда сидишь где-нибудь высоко на сопке, и перед тобой открывается вид на океан, ты понимаешь, что это действительно край света, край мира – это впечатляет. За этим ощущением хочется возвращаться вновь и вновь. За морем, сопками, за самым белым снегом на свете, за этими лаконичными пейзажами и аскетично-эпическими видами – такого нет нигде больше. Они зовут снова и снова возвращаться в Териберку.

Просмотров: 135


0 комментариев

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля